Автомобили и автомобильная техника  

История автокомпании Шевроле - Орёл и решка.

Третьего января 1926 года GM представила новый автомобильный брэнд, увековечивший имя одного охотника до чужих скальпов.

Pontiac, резвый друг американских школьников, изначально задумывался в GM как дешёвый «довесок» к Oakland – одной из первых марок, составивших General Motors. Впрочем, брэнд Pontiac мелькнул ещё в 1893 г. в имени фирмы Pontiac Buggy Эдварда Мёрфи, производившей экипажи. Имя было выбрано по названию городка Понтиак в штате Мичиган, где находилось предприятие. В 1907 г. фирма, переименованная в Oakland, занялась производством автомобилей.

Третьего января 1926 г. Pontiac Motor Division было выделено из Oakland, и публике была представлена доступная 6-цилиндровая модель с двухдверным и четырехдверным кузовами. Эмблемой новой марки стал профиль вождя племени гуронов-оттава Понтиака, в честь которого когда-то и был назван город.

Говорят, этот симпатичный индеец в XVIII веке снял немало скальпов с буйных английских голов.

С новой моделью и особенно c ее ценой на GM попали в точку: уже в 1928 году были проданы 200 тысяч «Понтиаков». Увы, для «материнской» марки Oakland успехи Pontiac имели фатальные последствия: в 1931 г. от производства «Оклендов» GM пришлось отказаться, поскольку из-за свирепствовавшей депрессии клиенты упорно предпочитали более дешевые Pontiac.

Следующие годы на Pontiac прилежно шлифовали конструкцию. К середине 30-х покупатель мог выбрать комплектацию с новым шести- или восьмицилиндровым мотором (как, к примеру, на Economy Eight). Появилась независимая подвеска и гидравлические тормоза, а на таких моделях, как Standard Six и DeLuxe Six, покупатели могли выбрать девять вариантов кузова. Заманчиво низкие цены на «Понтиаки», колебавшиеся между $585 и $710, были по достоинству оценены в суровые тридцатые.

Успех купе Pontiac Silver Streak в 1935 г. придал фирме новый импульс, и вскоре докризисный пик продаж был решительно преодолен. В 1941 г. Pontiac вышел на 282 тысячи проданных авто. Тогда же окончательно закрепился и стиль «индейца» – стремительность и хищный акцент на радиатор.

Все пятидесятые Pontiac исправно вносил свой вклад в поток крылатых мастадонтов. На моделях появились коробка-автомат, кузов hardtop, гидроусилитель руля. Однако глобальных прорывов фирма не сделала, пока в главы конструкторского отдела Pontiac не прорвалась свежая кровь в лице Джона Де Лореана (John DeLorean), только что оставившего Packard. Тут-то и началось настоящее безобразие.

Америка пятидесятых явно копила под благопристойным гламуром что-то стихийное, и передовые головы вроде Де Лореана и Ли Якокки это поняли. С наступлением 60-х автор и культиватор крылатого детройтского «барокко» главный дизайнер General motors Харли Эрл покинул свой пост – в стайлинге начиналась новая эра. Ветер перемен требовал дать массовому авто скорость, эгоизм и размашистость линий – на подходе были «бэби-бумеры», дети солдат Второй мировой, готовые удвоить спрос. Они жаждали новую машину:

понтовую, но дешевую, спортивную, но повседневную, европейскую, но американскую. Авто для двоих, молодых, сытых, непуганых, ставящих на свободу и любовь.

Ответ на социальный заказ воплотился в целом племени «индейцев»: Tempest, Firebird и культовом главе банды – купе Pontiac GTO 1967 года. К концу 60-х Pontiac стал одной из трех наиболее сильных по продажам марок в США вместе с Chevrolet и Ford. И хотя истинные ценители не без основания любят поиздеваться над попсовой «спортивностью» GTO, именно эта машина составила счастье десятков тысяч дорожных хулиганов от Фарго до Аризоны.

Стремительность, хищность, ориентация на неправильных парней, настоящих индейцев стали фирменной чертой делореановского поколения Pontiac, что понравилось Голливуду 70-х: одной из самых ярких гонок кино того времени стало головокружительное ралли под эстакадой метро, выполненное Джином Хэкменом в детективе «Французский связной» на Pontiac LeMans. «Дыша в хвост» по популярности легендарному «мустангу», ещё раньше подсевшему на ту же молодёжную волну, GTO оказался не менее любим. Перейдя по наследству к следующему поколению, он пережил годы и чудесно заблистал мятыми боками в компании всяких подозрительных персон 90-х – от торговца дурью из фильма «Факультет» до бритоголового спасителя мира из «Три икса» (Pontiac GTO Вина Дизеля явно много взял от машины Джеймса Бонда).

Все логично: какой же малыш хоть разок не мечтал снять скальп с директора школы.

Конечно, на стиль «понтиаков» новой волны наложил отпечаток норов самого Де Лореана, сорокалетнего мота, игрока, бунтаря, мечтателя. Сам он в 1973 г. со скандалом покинул GM и позже развернул выпуск собственных спорткаров на собственной фирме. Один из них был превращен Спилбергом в «машину времени» из «Назад в будущее».

Прижимистые до бензина семидесятые притормозили Pontiac, но ненадолго. Уже в 1984 году отделение приятно удивило автомир продвинутым заднемоторным спорткаром Pontiac Fiero с полимерными панелями кузова. С тех пор Pontiac не подарил ни одного культового хищника. В прошлом году скончался Джон Де Лореан, казалось, сверхуспех под пером «Понтиака» больше не заживет, но тут вспыхнул Pontiac Solstice: новинка в миг построила молодых в очереди, поражая воображение своим духом и заставляя расстаться если не со скальпом, то хотя бы с кошельком. Индейцы остепеняются, но не сдаются.

Текст: Александр Андриевский
Источник: Газета.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
2004-2012 © World of Motors
При использовании материала ссылка на сайт Автомобили: World of Motors обязательна