Автомобили и автомобильная техника  

Оригинальный проект "от" и "до"

Отечественных аналогов этому проекту нет. В начале прошлого года на АВТОВАЗе - впервые в Роcсии - начато серийное производство автомобилей, оснащённых катколлектором. Оригинальный и технически сложный проект выполнил авторский коллектив из УПД НТЦ ОАО «АВТОВАЗ». Разработка конструкции была выполнена совместно специалистами НТЦ АВТОВАЗа и ООО «РОССКАТавто».

Инженеры НТЦ провели большой объём работ по доводке конструкции и приняли самое активное участие в освоении производства катколлекторов для автомобилей LADA.

Главный конструктор ОАО «АВТОВАЗ» Владимир Губа отозвался об этой работе так:

- Проект был направлен на разработку серийно выпускаемых труб приёмных глушителя с нейтрализатором в сборе (катколлекторов) к автомобилям LADA для выполнения требований по токсичности отработавших газов Евро-2, Евро-3 и Евро-4 при одновременном снижении себестоимости автомобилей.

Несмотря на то, что в России серийное производство катколлекторов организовано впервые, созданная в результате этой работы конструкция обеспечивает функциональные свойства и конкурентоспособность автомобилей на уровне зарубежных аналогов, надежность в эксплуатации. При разработке был использован опыт передовых зарубежных фирм, занимающихся разработкой и производством каталитических систем, таких как ''Johnson Matthey'' (Великобритания) и ''Emitec'' (Германия). На основе этого опыта были разработаны, освоены и внедрены в производство все компоненты для производства катколлекторов, освоены методики испытаний и контроля качества.

Следует отметить, что без катколлектора невозможно выполнение существующих и перспективных международных норм по токсичности отработавших газов автомобильного транспорта.

Вот что говорит один из участников проекта, ведущий инженер-конструктор отдела топливной аппаратуры и токсичности УПД НТЦ Игорь Кобец:

- Мы начали разрабатывать эту тему несколько лет назад. Проанализировав мировую тенденцию по внедрению катколлекторов на ведущих автомобильных инофирмах, руководство завода поставило перед нами задачу - взяться за собственный проект. Опыт изучения аналогов мало что дал. Для наших автомобилей нужно было создавать оригинальную конструкцию. Фактически с самого начала и до завершения проекта все пришлось делать нам самим. Это полностью наша российская разработка!

- С какими сложностями пришлось столкнуться вашему коллективу?

- Здесь нужно понять один нюанс. Катколлектор - это прежде всего каталитический нейтрализатор, максимально приближенный к двигателю. Поэтому наша задача состояла в том, чтобы соединить стальной сварной коллектор с каталитическим нейтрализатором.

Сложность этого решения была в том, что на наших автомобилях очень ограничено свободное место в подкапотном пространстве. Это создало ряд серьезных проблем с надежностью этого узла. В конце концов, конструктивное решение было найдено, и мы получили положительный результат.

В ходе напряженной работы, которая проходила в условиях очень жестких временных рамок, определенных сроком запуска катколлектора в производство, руководство НТЦ отнеслось с пониманием к сложности решаемой задачи и оказывало всестороннюю поддержку.

Все работы по доводке и адаптации катколлектора были проведены в рамках разработки 8- и 16-клапан-ных двигателей с рабочим объёмом 1,6 литра. В итоге была разработана целая гамма катколлекторов для 8-клапанных и 16-клапанных двигателей под нормы Евро-2, Евро-3 и Евро-4. Сейчас катколлекторы внедрены в серийном производстве и ими оснащаются автомобили семейств LADA 110 и LADA KALINA.

...Немного о предыстории проекта. Работа была начата в 2001 году. В качестве партнёра по разработке и промышленному освоению катколлекторов было выбрано ООО «РОССКАТавто», которое, в отличие от других поставщиков, согласилось принять участие в данном проекте. Разработанная конструкция позволила избежать дорогостоящих технически сложных решений и в кратчайшие сроки освоить производство катколлекторов.

При создании конструкции катколлекторов специалисты управления проектирования двигателя использовали блоки-носители из металлической гофрированной фольги с каталитическими покрытиями компании «Johnson Matthey» (Великобритания) и ООО «РосЭко» (Тольятти, Россия).

Необходимо заметить, что сам по себе катколлектор является технически сложной и наукоемкой системой, при создании которой приходилось решать ряд сложнейших технических проблем. И они были решены в результате «мозгового штурма» авторским коллективом под руководством начальника УПД НТЦ Бориса Терентьева.

Итак, авторским коллективом, основу которого составили специалисты УПД НТЦ ВАЗа и ООО «РОССКАТавто», разработана конструкция труб приёмных глушителя с нейтрализатором в сборе (катколлекторов), проведены всесторонние испытания образцов из опытно-промышленной партии и осуществлено промышленное освоение изделия на ООО «РОССКАТавто».

Надежность катколлекторов подтверждена всесторонними испытаниями 356 образцов из опытно-промышленной партии на соответствие техническим требованиям. Были проведены лабораторно-стендовые испытания. Испытания в дорожных условиях на автомобилях LADA 110 и LADA 1118 проводились на дорогах общего пользования (город, шоссе, грунтовые дороги), на «булыжной мостовой» испытательного трека ВАЗа, в условиях жаркого климата и в горных условиях.

Катколлекторы в составе автомобилей LADA омологированы в международном сертификационном центре ЮТАК на соответствие нормам токсичности отработавших газов Евро-3 и Евро-4. Также проведена сертификация автомобилей с катколлекторами под требования Евро-2 для продажи в России.

В настоящее время специалисты ОАО «АВТОВАЗ» совместно со специалистами ООО «РОССКАТавто», а также с компанией «Delphi», ФГУП УЭХК и компанией «TENNECO» продолжают проект по разработке новых каталитических систем.

Эффективность этой огромной работы трудно переоценить. Функциональные свойства катколлекторов дали возможность выполнить на автомобилях LADA перспективные требования по токсичности отработавших газов, что позволило обеспечить поставки автомобилей на внешний рынок. Снижены стоимость, вес и количество деталей системы выпуска.

Условный годовой экономический эффект от внедрения катколлекторов составляет несколько десятков миллионов рублей.

Остается назвать авторов этой уникальной разработки. Это начальник УПД Борис Терентьев, ведущий инженер-конструктор УПД Игорь Кобец, начальник бюро УПД Владимир Гааг, руководитель проектов ЭСУД действующего производства Андрей Ромшин, ведущий инженер-конструктор УПД Игорь Иванов, начальник бюро УПД Евгений Денисов, начальники бюро УПД Виктор Нестеров и Сергей Шал-кин, ведущие инженеры-конструкторы УПД Михаил Турапин и Владислав Мусин, инженер-конструктор УПД Александр Смольянов, а также начальник отдела МСП Анатолий Сидоров и технический директор ООО «РОССКАТавто» Александр Молянов. Они сумели отлично выполнить серьезную техническую задачу.

Автор: Диана СТУКАНОВА
Источник: "Волжский Автостроитель"

 

католлектор

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
2004-2012 © World of Motors
При использовании материала ссылка на сайт Автомобили: World of Motors обязательна